Группа Пчёлки

Педагогическая дискуссия

Педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Требуется разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения  родителей, в жизнь ДОУ.

Взаимодействиепредполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации. Но она не предполагает наличия полного взаимопонимания, так как к родителям обращаются как к простому слушателю, не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».[1]

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Какие приемлемые формы работы с семьей наиболее актуальны в современных детских садах? Для меня, остаются важными такие формы работы, как общение, групповые родительские собрания, участие родителей в мероприятиях педагогической направленности: совместное проведение образовательной деятельности, досугов, помощь в изготовлении атрибутов, клубы по интересам. В своей работе успешно применяю такие методы как анкетирование, наблюдение за ребенком, посещение семьи, беседы с ребенком, беседы с родителями. При этом определяю для себя ожидаемый результат:

1. Возможность удовлетворить потребности семьи и ребенка в услугах ДОУ.

2. Обеспечение благополучия ребенка и его комфортного пребывания в ДОУ.

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.

4. Ознакомление родителей с конструктивными моделями поведения.

5. Осознание родительских позиций.

6. Вовлечение, расширение активности детей и родителей в жизнедеятельности ДОУ.

Система работы с родителями в ДОУ всегда начинается с анализа образовательной  программы, раздела «Работа с родителями» и изучения исследований  в отечественной и зарубежной педагогике, выявления типов семей, факторов, влияющих на семью, их проблемы. После составления социального портрета семей выявляю возможности дальнейшего взаимодействия с семьей. Родительские собрания в форме лекций, отчетов стараюсь не использовать в своей работе, так как они не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Применяю традиционные консультации с осуществлением дифференцированного подхода с учетом многоаспектной специфики каждой семьи. Осуществляется организация кружковой работы с участием родителей. Популярными являются семинары и лекции «Похвала и поддержка»[2].

Семья и дошкольное  учреждение, два  важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в моей работе, завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание я уделяю внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Детские годы, самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от родителей, воспитателей. Секрет любви к детям прост: это должна быть безусловная любовь, не зависящая от преходящих моментов, любить независимо ни от чего. Вот такой безусловной любви к ребёнку и не хватает молодым родителям. В моей группе в основном молодые семьи, имеющие по одному ребенку. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательную и образовательную микросреду, образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение  передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Действуя сообща, представляя воспитанникам согласованные требования, я стараюсь идти рука об руку с родителями, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие [3].

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я провела анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, определила направление  общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. У меня появился определенный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий [4].

Наметила для себя критерии включения родителей в образовательный процесс.

28 июня 2019 в 00:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.